Безпечна побутова хімія


  Переглянути кошик
 
Переглянути кошик
  Безпечна побутова хімія  

ОБЗОР: МИРОВОЙ ОПЫТ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ФОСФОРОМ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДОЕМОВ.


АННОТАЦИЯ

Фосфор - важнейший обязательный химический элемент необходимый для живых организмов и имеет самый высокий коэффициент биоаккумуляции, т.е. действует как удобрение.
При попадании фосфора в водоемы, он вызывает (обеспечивает) быстрый рост водорослей, особенно сине-зеленных (циановых бактерий), которые нарушают естественную биосистему, извлекают из воды растворенный кислород, не пропускают солнечных лучей, создают анаэробные условия и приводят к гибели многих живых организмов и накоплению биотоксинов. Вода в таких водоемах становится не пригодной для водопотребления населением и опасной для здоровья и жизни человека. [1]
Оценив глобальную опасность попадания фосфатов в водоемы мировое сообщество под эгидой ООН проводит широкомасштабную работу по предотвращению экологической катастрофы водоемов и улучшению качества питьевой воды. [2;3;6]

 

1.ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРЕСНОВОДНЫХ ВОДОЕМОВ ФОСФОРОМ.

Экологическая наука классифицировала следующие источники поступления фосфора в окружающую среду: коммунальные стоки - 21,1%; моющие средства - 38,8%; сельскохозяйственная деятельность - 18,0%; эрозия почв - 4,7%; сезонная регенерация фосфора из донных минерализованных органических отложений - 12,0%; промышленная деятельность - 3,1%; другие - 5,5 % [3;4;5;6] [Средние по ЕС]. Удельный вес каждого источника может изменяться от среднеевропейских исходя из конкретных природно-климатических условий и уровня влияния жизнедеятельности человека. В Украине отсутствует открытая информация по источникам загрязнения водоемов фосфором, однако из научных публикаций известно, от сельскохозяйственной деятельности в р. Днепр попадает 6 % фосфора, с коммунальными стоками 75%, промышленность и другие - 19 %. [1;3]

 

2.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ПОПАДАНИЯ ФОСФОРА В ВОДОЕМЫ.

В экологической науке коммунальные, (канализационные) стоки подразделяются как два источника загрязнения: [7]
1) естественный и управляемый только через очистку сточных вод;
2) техногенный и управляемый через предупреждение попадания фосфора из бытовой химии и через очистку сточных вод.
2.1 Коммунальные канализационные стоки содержат фосфор выделяемый человеческим организмом (до 1.5 г. в сутки), а также в других органических веществах.
І этап. Для уменьшения содержания фосфора в сточных водах в 70-е годы 20 века применяются специальные очистные сооружения по улавливанию фосфора на канализационных очистных сооружениях, которые позволяют уменьшить его концентрацию на 30-35%, против ранее действующих. (Справка: В Украине на очистных сооружениях извлекается только до 10 % фосфора из сточных вод).
ІІ этап. В 80-90е годы начались устанавливаться сооружения с очисткой сточных вод от фосфора на 50%.
ІІІ этап. С конца 90- х годов в Европе и США начали применяться очистные установки, которые позволяют удалять фосфор на 99%. Однако, такие сложные технологические установки очень дорогостоящие. Так, в США на очистку сточных вод от фосфора в 70-е годы ежегодно было израсходовано по 10 млрд. $, в 80-е годы по 20 млрд. $, тогда как начиная с 2000г.- по 60 млрд. $. В настоящее время новые страны- члены ЕС - не имеют финансовых возможностей строительства и введение в эксплуатацию очистных сооружений по улавливанию фосфора из канализационных стоков. [7;8;9;10;11]
2.2 Синтетические моющие средства (СМС) содержащие фосфаты в качестве умягчителя воды являются основным источником загрязнения окружающей среды - водоемов. [3;12]
В 60-е годы 20 века цивилизованные страны мира начали применять принципы предупреждения загрязнения водоемов фосфатными моющими средствами, в первую очередь - стиральными порошками.
1. Законодательное ограничение и запрет на применение фосфатных стиральных порошков. [3;5;6;12-15]
2. Добровольное ограничение на производство стиральных порошков фирмами производителями и заключение соответствующего Соглашения с Правительством. [3]
3. Введение штрафных санкций и экологического налога за нарушение норм содержания фосфора в сточных водах вызванное применением фосфатных порошков и их реализацию в определенной стране. [3]
4. Строительство дополнительных очистных сооружений по улавливанию фосфора из сточных вод в особо экологически напряженных регионах. [3;11;13]
5. Усиление научных исследований по созданию безопасных моющих средств и гарантии по обеспечению финансовой поддержки со стороны Государств. [14;15]

 

3.РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ВОДОЕМОВ ОТ ФОСФАТНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ.

3.1. Законодательные ограничения фосфатных моющих средств:
- ЕС - регулируется сокращение сборов в природу фосфора Директивой UWWTD-91/271, которую обязаны поэтапно внедрить все члены ЕС, за нарушение ее норм предусмотрены и применяются экологические штрафы. Директивы ЕС по экологическому нормированию моющих средств отсутствуют. Для выполнения Директивы UWWTD-91/271 страна член ЕС выбирает возможное направление по минимизации сбросов в водоемы - запрет фосфатных моющих средств или строительство специальных дорогостоящих очистных сооружений; сокращение применения фосфатных удобрений; ликвидация эрозии почвы и др. необходимо выполнить главное условие: сократить и соблюдать нормы попадания фосфора в открытые водоемы. Гигиеническая безопасность моющих средств будет регламентирована требованиями Программы REACH EU. [16]
- АВСТРИЯ - принято два законодательных акта в 1985году - ограничено содержание фосфора до <6 % в стиральных порошках, в 1987г.- до <5%. С 1995г.- без фосфатов;
- БЕЛЬГИЯ - добровольное соглашение в сентябре 1988г между Ассоциацией производителей мыла и моющих средств и Правительством о достижении к 1995году производства полностью бесфосфатных стиральных порошков выполнено. В 2001г. 16 февраля принят закон о запрещении стиральных порошков содержащих более 0,5 % фосфора. С 1991 г. в Бельгии не применяются фосфатные моющие средства определенные добровольным соглашением;
- ДАНИЯ - по добровольному соглашению в 1992г. в стране применялось 50 % бесфосфатных моющих средств, в 2002г- 90%;
- ГЕРМАНИЯ - Закон об поэтапном сокращении и полном запрете применения фосфатных моющих средств:
а) от 1 января 1984г.- о сокращении содержания фосфатов в порошках на 50 %;
б) с 1986г.- Закон о запрещении применения фосфатных стиральных порошков;
Одновременно были введены штрафы за сверхнормативный сброс фосфора в сточных водах. Затраты на создание бесфосфатных стиральных порошков составили 500 млн. ДМ (250 млн. $), а на разработку оборудования и промышленной технологии - 210 млн. $ (9 лет); внедрена полная очистка сточных вод от фосфора, затраты - 150 млрд. $.
Сокращено на 30% применение фосфатных удобрений.
- ИТАЛИЯ - Закон от 30.12.1981г. № 801 установил предел содержания фосфора в порошках не более 5 %. Закон от 13.09. 1988г. № 413 устанавливает не более 1 % фосфора в СМС. С 2002г в Италии применяются СМС полностью без фосфора;
- ИРЛАНДИЯ - по добровольному соглашению с 2002г. производятся только бесфосфатные СМС;
- ФРАНЦИЯ - мировой лидер по производству и создатель триполифосфата натрия, как компонента СМС; Секретариат Охраны Среды законодательно ограничивает содержание фосфора в порошках до <6,2% в 1991г и до <5%, с 01.07.1991г, одновременно каждый производитель обязан предоставить на рынок одну марку полностью бесфосфатных стиральных порошков. В 2002г в стране применялось 66 % бесфосфатных стиральных СМС;
- ФИНЛЯНДИЯ - на основе принятого Закона в 1992г о переходе на соблюдение Директив ЕС (рекомендаций) по сокращению сбросов фосфора в водоемы, промышленность добровольно прекратила производство фосфатных СМС и в настоящее время в стране применяется 95 % бесфосфатных СМС;
- ШВЕЙЦАРИЯ - законодательно ограничено содержание фосфора в моющих средствах с 1990г: стиральные порошки- <0.75 Р г/кг; средства для посуды < 6 %; другие моющие средства < 5 %; в стране в настоящее время 90 % моющих средств бесфосфатные.
- ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - производители добровольно без соглашения за последние 10 лет на 40 % сократили производство фосфатных СМС. Регулирование фосфатов в СМС будет начато с 2007г, после того как ЕС получит окончательное заключение от ученых о перспективах замены фосфора и внедрения альтернативных стиральных порошков. Широко распространены очистные системы по удалению фосфора из канализационных стоков;
- НИДЕРЛАНДЫ - на основании добровольного соглашения начиная с 1987г произошло сокращение применения фосфатных СМС и с 1990г в стране используются только бесфосфатные; применяется эффективная система очистки сточных вод от фосфора;
- ГРЕЦИЯ И ИСПАНИЯ - сознательное и добровольное сокращение производства фосфатных СМС начиная с 1989-1991гг; одновременно в прибрежных курортно- туристических регионах и водосборных ареолах рек приняты региональные ограничения на применения фосфатных СМС; в настоящее время в Греции применяется 66 % бесфосфатных СМС, а в Испании - 65 % . Согласно Директивы ЕС- UWWTD- Директива по очистке коммунальных сточных вод в этих странах применяются штрафные санкции за нарушение норм содержания фосфатов в сточных водах поступающие от отдельных потребителей;
- ВЕНГРИЯ - 50 % СМС бесфосфатные , в стране отсутствуют финансовые ресурсы для строительства очистных сооружений для улавливания фосфора; в стадии рассмотрение Закон о запрете фосфатных СМС.
- ПОРТУГАЛИЯ - с 1993г происходит сокращение применение фосфатных СМС, особенно в прибрежных районах и в настоящее время 50 % бесфосфатные СМС;
- НОВЫЕ ЧЛЕНЫ ЕС - ЧЕХИЯ - 30 % бесфосфатных СМС; Польша - 15 %;страны Балтии менее 5 %, Словакия - 18 %; во всех странах существует острая проблема из-за отсутствия возможности массового производства и применения бесфосфатных СМС; потребители вынуждены платить существенные штрафы за нарушение Директив ЕС по содержанию фосфора в сточных водах; отсутствуют финансы для строительства специальных очистных сооружений;
- ЕС - в среднем по 15 странам без (без новых членов) применяется 77 % бесфосфатных стиральных порошков (2002г);
- АВСТРАЛИЯ - только на добровольных началах сокращено применение фосфатных СМС с 1988г на 90%; применяются штрафные санкции;
- США - ограничение фосфатных СМС началось в 1968г и в настоящее время в 28 штатах введены запреты на их применение и ужесточены требования по содержанию фосфора в сточных водах; многие штаты округи применяют штрафные санкции; в 1968г. - Правительство США поставило задачу перед моющей индустрией страны разработать безопасные моющие средства, однако в 1996г Ассоциация производителей моющих средств (SDA- US) официально (публично) признали неспособность создать безопасные моющие средства соответствующие требованиям общества; с другой стороны Правительство США и Администрации штатов планируют введение новых законодательных регулирующих ограничений к безопасности моющих средств. В феврале 2006г. SDA - US- классифицировало экологическое законодательство основной угрозой бизнесу моющих средств. Для решения этой проблемы SDA не имеет возможностей - отсутствуют новые (инновационные) идеи; научные кадры, громадные финансы на проведение научных исследований, которые длительные и не всегда результативные; общественность США требует принятие радикальных мер по защите пресноводных и морских водоемов от фосфатов и других опасных компонентов СМС; Общественность требует повышение гигиенической безопасности СМС и повышение рабочих характеристик моющих средств в твердой и средне по жесткости воде. Проблема фосфатов ежегодно слушается в Сенате с 1967г (!), Президент контролирует и координирует решение этой проблемы, для решение которой привлечены: Комитеты и Министерства по экологии, национальной безопасности, здравоохранения, обороны, Воено- морских сил, Чрезвычайных ситуаций, НАСА, Академия Наук, Ядерного регулирования, Технологические центры и Университеты, является обязательным для изучения в школах и высших учебных заведениях, проводится ежедневное информирование населения о состоянии водоемов по наличию сине-зеленных водорослей.
- ЯПОНИЯ - комбинация Законодательных актов и массовый добровольный отказ от применения фосфатных СМС позволил с 1986г. полностью исключить использование фосфатных СМС в стране;
- ЮЖНАЯ КОРЕЯ, ТАЙВАНЬ, СИНГАПУР, ТАИЛАНД, ИНДОНЕЗИЯ, МАЛАЙЗИЯ - проводится политика административного ограничения фосфатных СМС и большая разъяснительная пропаганда;
- КИТАЙ - Законодательно запрещено применение фосфатных СМС на 40 % территории, где необходима защита пресноводных водоемов; Правительство страны проводит жесткую политику по ограничению отрицательного влияния моющих средств на пресноводные и морские водоемы;
- ОТДЕЛЬНЫЕ АРАБСКИЕ СТРАНЫ И АФРИКИ ( Сирия, Южно- Африканская республика, Ливия, Египет, Турция, Ливан) - проводят разъяснительно- подготовительную работу по внедрению применения бесфосфатных СМС;
- РОССИЯ - еще в СССР (1970 г.) была предпринята попытка создать бесфосфатные СМС, до конца 2006г. действует стандарт который разрешает применение порошков содержащих <5,4% фосфора, а с 2007г. - вводится новая норма - <2,5% (в пересчете на Р2О5 - <10% ,а на триполифосфат - <21%);
- Украина - в настоящее время норма фосфатов в порошках составляет <5,4% (22%- в пересчете на Р2О5) - в течение трех последних лет разрабатываемый новый технический регламент предусматривает снижение содержания фосфора до <4,2% (17% - на Р2О5 против 22 % по действующему стандарту);
- РАЗРАБОТАНЫ, УТВЕРЖДЕНЫ (апрель 2002г) экологические нормы содержания фосфатов в сточных водах (в 10-25 раз менее жесткие чем в странах ЕС и США) и размеры штрафных санкций за их превышение, однако по неизвестным причинам не действуют; в стране экологическая катастрофа водоемов и акватории Черного и Азовского морей; последствия фосфатного загрязнения р. Днепр и других уже водоемов (эутрофикация) нанесены на карты Украины для изучения в школах и вузах; в стране полностью отсутствует Государственное экологическое мышление и действия: перспективы ограничения фосфатных моющих средств отсутствуют; в Украине качество питьевой воды самое низкое в Европе и на 87 месте в мире; за годы Независимости численность населения сократилась на 6 млн. человек. Если имеются фосфатные СМС, Украине не нужны война, голодомор и второй Чернобыль.
- КАНАДА - Законодательно с 01.01.1973г запрещена продажа моющих средств содержащих более 2,2% фосфора, действуют совершенные очистные системы очистки сточных вод от фосфора, применяется эффективная система экологических штрафов, результат- в стране отсутствует проблема загрязнений водоемов фосфором и ее последствий. Контроль проблемы осуществляет Правительство.
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ по защите морей и океанов от загрязнений (в т.ч. главным - фосфором): 1979г - под эгидой ООН - Мирового океана, 1998г - по защите морской среды северо-востока Атлантики) - 16 стран; 1994г - защита р. Дунай - 7 стран (Украина - отсутствует);1999г.- защита р. Рейн - 6 стран; 1992г - защита Балтийского моря - 10 стран; в стадии введение Договоров по защите Черного моря, Средиземного, прибрежной акватории Атлантики.

4. ДРУГИЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ФОСФОРА НА ВОДОЕМЫ.


- ВО ФРАНЦИИ действует экологический налог на продажу фосфатных СМС - по 0,5 - 0,6 $ или до 3 % от цены; аналогичные действия могут быть введены в Бельгии, Ирландии и Италии;
- В ГЕРМАНИИ с 1990г действует экологический штраф за повышенное содержание фосфора в сточных водах; ежегодная сумма штрафов составляет 250-300 млн. $ из них 50 млн. $ используются на функционирование служб контроля, остальные средства на экологические программы и техническое обеспечение очистных систем;
- В ЕС - установлены наднациональные штрафы за нарушение ограничений норм содержания фосфора в сточных водах до и после очистки; поступающие суммы штрафов используются в равных частях на содержание структур контроля, модернизацию очистных систем в стране, ликвидацию экологических проблем;
- В СТРАНАХ, ГДЕ ОГРАНИЧЕНО ПРИМЕНЕНИЕ ФОСФАТНЫХ СМС, на рынок выведены бесфосфатные моющие средства на основе цеолитов и сополимеров. Однако, в настоящее время ученые установили существенное отрицательное их влияние на окружающую среду и здоровье людей. В этих условиях Правительства стран и ЕС поставили задачу разработать новое поколение более безопасных моющих средств. Введение в ЕС Программы РЕАСН, которая предусматривает мониторинг за химическими веществами в природе и определяет жесткие предельные нормы, вызвала отрицательную реакцию химической индустрии в т.ч. производителей моющих средств, которые признали свою неспособность создать более безопасную бытовую химию. Введение в практику Программы РЕАСН в ЕС превратилось в широкомасштабную трехлетнюю дискуссию между комиссиями ЕС и химической индустрией, результатом которой явился компромисс: Соглашение по Примерению с основными тезисами:
- вводятся нормы гигиенической безопасности моющих средств, контроль и ответственность;
- программа по ограничению попадания фосфатов в водоемы дала очень положительные результаты по экологическому оздоровлению, эффект выражается в «много миллиардной сумме» (перевод дословный);
- однако загрязнение фосфором водоемов остается существенной проблемой для ЕС;
- моющая индустрия ЕС не в состоянии по объективным причинам предоставит обществу безопасную бытовую химию с высокими рабочими характеристиками;
- для определения вариантов (путей) дальнейшего развития стратегии по ограничению попадания фосфора в природу, Комиссии ЕС с помощью научных центров проводят комплексную экспертизу различных проектов по моющим средствам - до 2007 г;
- до получения заключения экспертов, в ЕС продолжается реализация ранее принятых Программ, Законов, Соглашений;
- индустрия моющих средств обязана продолжать научные исследования по созданию более безопасной бытовой химии;
- Комиссии ЕС информирует и предупреждают химический бизнес об введении в будущем новых, более жестких гигиенических и экологических ограничений на моющие средства, особенно по жидким и специальным.
- США, Канада- ситуация аналогичная положению в ЕС на 2006г.
- Конгресс Всемирной Ассоциации производителей моющих средств (AISE), который состоится в октябре 2006г (Швейцария) будет обсуждать главный вопрос - как решить проблему влияния экологического законодательства на бизнес моющих средств.
- Кроме экологических проблем фосфатных моющих средств, которые представлены в данном обзоре, существует не менее важная гигиеническая безопасность (влияние на здоровье человека), так как по токсичности 3 кг фосфатных СМС приравниваются к действию 1 кг меди или к 100 г кадмия, одного из наиболее вредного для здоровья химического элемента; решение этой проблемы определяется другими действующими Законами цивилизованных стран. (Программа PEACH).
- Мировая тенденция усиления проблем качества и дефицита питьевой воды, гигиенической и экологической безопасности, приведет к еще более жесткому усилению требований к безопасности моющих средств.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.


1. Research Paper Detergent Phosphates: an EU Policy Assessment. Y Kohler YBC, Vol 3 i 2. iss N 1613-9615. May 2006. [стр. 16]
2. Review of Phosphorus Control Measures in the United states and Their Effects on Water Quality: U.S. Geological Survey. Water - Resources investigations Report 99-4007. National Water - Quality Assessment Program. Colorado, 1999г. [стр. 38]
3. EU ENVIRONMENT DIRECTORATE.
PHOSPHATES and ALTERNATIVE Detergent Builders - Final Report.
Wre Ret: UC 4011 yune, 2002. [стр. 334]
4.An 800 - Pound Gorilla Waits to Escape in S. Florida. june 21, 2006. [стр. 85]
5.Американский рынок стиральных порошков на 01.06.2001. ID: LA 186843 DOI: http://dx.doi.org. [стр. 85].
6. Detergent Phosphate Bans and Eutrophication. R. Anne Jones. 1990г. [стр. 5]
7.Директива EC: UWWTD 1991/271 - Urban Wasterwater Treatment Directive - 1991.
8.U.S. Environmental Protection Agency. 1. Home. 2. Water. 3. Wetlands. 4. Oceans. St.Con. june 2006.
9.Phosphates: a good environmental solution for detergents. Safe and natural. March 2006. Bruxelles, Belgium. http: www.ceep-phosphates.org/Files/Document/79.
10.Phosphates in detergents - background information. CEED. March 2003. www.ceep-phosphates.org.
11.Запрещение фосфатов: положительное очищение воды. А.Силва. Обзорная информация.15.02.2006. http: www.reefrelief.org/WQi.
12.Промышленность стиральных порошков. Институт Управления Окружающей Среды и Бизнеса. Вашингтон, Колумбия, 1996. CR 824410-01. Агентство по охране окружающей среды США. [стр. 18 перевод с анг. лично].
13.Water Standards U.S.: National Primary Drinking Water Standards. WQA: www.wga.org.
14.Обзор патентной информации -1550 наименований по состоянию на 01.06.06.
15.Информация SDA и AISE за 2006г. [25 стр. перевод личный].
16. Five years ahead of REACH. The HERA Reference Book - 1999 - to 2005. [стр. 54]


Обзор подготовил Качур А.Ф.

 


Контакти   Оплата і доставка   Знижки   Самовивіз   Банери   Розсилка   Корисні статті   Запитання - Відповіді  


© Використання матеріалів сайту дозволяється лише з прямим і активним посиланням на сайт.